(499) 705-87-75




...sure,

we can do it...


Новости рынков


 

02.12.2008

Седьмой не нужен.

Розничные сети «Седьмой континент» и X5 Retail не получили кредита у Внешэкономбанка (ВЭБ). Правда, некоторое время назад этим ритейлерам выделил средства ВТБ. Но ВТБ дает деньги для поддержания текущей деятельности компаний, а ВЭБ — для рефинансирования долгов перед иностранными кредиторами. Ритейлеры претендовали на помощь ВЭБа, надеясь сохранить компании за нынешними собственниками: «Альфа-Групп» (владеетX5 Retail) и Александр Занадворов (контролирует «Седьмой континент») получили margin-call от Deutsche Bank. В залоге у немецкого банка находится около 40% акций X5Retail и более 70% акций «Седьмого континента». В случае невыполнения требования банка эти пакеты могут уйти с молотка иностранным инвесторам. ВЭБ такие резоны не волнуют: по просочившейся информации, члены наблюдательного совета банка уверены, что даже в случае смены собственника эти сети не уйдут с рынка.

Впрочем, как полагают эксперты, для X5 Retail отказ ВЭБа некритичен. Полученный ранее кредит ВТБ (253 млн долларов) и способность к генерированию значительного денежного потока (по оценке ИФК «Метрополь», EBITDA X5 составит в 2008 году 734 млн долларов) обеспечивают компании устойчивые позиции. А Ирина Яроцкая, аналитик ФК «Открытие», считает, что, несмотря на позицию ВЭБа, власти все же не допустят, чтобы контроль над крупнейшей розничной компанией страны перешел к иностранцам. По некоторым данным, X5 в данный момент переоформляет заявку, и есть шанс, что деньги (примерно 60 млн долларов) будут все же предоставлены, но в форме корпоративного кредита и на других условиях.

Что касается «Седьмого континента», то его уход к иностранцам ни у кого не вызывает сомнения. Год назад Александр Занадворов и его партнер Владимир Груздев вели переговоры о продаже компании консорциуму американских инвестфондов TPG, но не сошлись в цене. По слухам, Александр Занадворов посчитал, что TPG занизил оценку компании, ориентируясь на высокие политические риски в России. По его мнению, предстоявшие на тот момент выборы в Государственную думу гарантировали стране стабильность и порядок. В результате от сделки отказались, но Александр Занадворов должен был выкупить у Владимира Груздева, готовящегося стать депутатом, принадлежащий тому пакет акций. Для этой покупки и был взят кредит 560 млн долларов у Deutsche Bank. Понятно, что в такой ситуации трудно рассчитывать на помощь государства. К тому же нет никаких признаков того, что Александр Занадворов отказался от своего намерения продать компанию, а значит, кредит ВЭБа лишь поможет ему дождаться более благоприятной рыночной конъюнктуры.

Интерес к приобретению «Седьмого континента» выказали несколько структур. Это все тот же TPG плюс Baring Vostok Capital и British Apax Partners Fund. Наблюдатели уверены, что продажа акций пойдет на пользу компании. Как считает аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима, стратегический инвестор сможет внести коррективы в стратегию развития сети, не отличающуюся в последние годы внятностью. Давно прошли те времена, когда «Седьмой континент» считался хитом рынка. В последние годы по темпам роста он стал отставать от других сетей: в 2007 году выручка лидеров, X5 Retail и «Магнита», в долларовом выражении выросла на 53 и 47%, соответственно, а «Седьмого континента» — только на 33%. Чрезвычайно медленно компания расширяет число магазинов. В 2007 году она открыла всего четыре торговые точки, хотя ранее объявляла о планах открыть 11–20. Правда, за девять месяцев 2008 года появилось 11 «Седьмых континентов», но за тот же период сеть «Магнит» выросла на 208 магазинов, X5 Retail — на 135.

Общее недоумение вызывает и тот факт, что «Седьмой континент» сконцентрировался на насыщенном московском рынке, в то время как его конкуренты агрессивно завоевывали пустующие региональные рынки. В результате 87% магазинов и 79% продаж приходится на Москву, что не может не сказываться на росте сети. Так, согласно отчетности компании, за девять месяцев 2008 года региональные продажи сети выросли на 62%, а продажи в Москве ― всего на 28%. Общий рост продаж составил лишь 34%. Преимуществом «Седьмого континента» наблюдатели всегда считали его более высокую по сравнению с лидерами рынка рентабельность. Впрочем, поскольку сеть работает в среднем сегменте, а лидеры представлены дискаунтерами, это неудивительно. Однако в первом полугодии и этот показатель работы компании резко снизился.

С приходом новых владельцев наблюдатели связывают надежды и на улучшение финансового менеджмента. В прошлом году «Седьмой континент» разместил облигационный заем на 7 млрд рублей, объявив, что все вырученные средства пойдут на открытие магазинов. Рынку был дан сигнал: компания намерена нагнать ушедших вперед соперников. Однако ожидаемого прорыва не произошло, и аналитики до сих пор теряются в догадках, как были потрачены эти немалые деньги.

Источник:  Анастасия Матвеева, Эксперт

<{ Вернуться в раздел

К остальным новостям }>

Авторизация:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация