(499) 705-87-75




...sure,

we can do it...


Новости рынков


 

08.01.2009

Неуверенность в завтрашнем дне. Кризис заставил россиян экономить на еде, есть меньше сладкого и готовиться к потере работы

Рост реальных доходов населения в 2009 году существенно сократится, делится своими ожиданиями Минэкономики России. Согласно подготовленному этим ведомством базовому сценарию социально-экономического развития РФ в следующем году они поднимутся лишь на 2,5 процента при запланированной инфляции в 2009 году /по базовому сценарию/ в 11 процентов.
      
      Чтобы резко не повышать финансовую нагрузку на население, государство намерено пересмотреть темпы роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, в частности, предлагая повышать их в 2009 году постепенно, поквартально. Платежи граждан за коммунальные услуги являются одной их двух главных расходных статей "личных" бюджетов граждан наряду с расходами на питание. Кризис уже заставил россиян, не дожидаясь 2009 года, оптимизировать свои расходы и начать экономить на еде. Многие граждане прекрасно понимают, что сохранение рабочего места и гарантированных доходов в наступающем 2009 году - единственная возможность пережить финансовые и экономические проблемы, которые, по мнению экспертов, в следующем году будут ощущаться острее.
      
      Согласно опубликованному сегодня опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения /ВЦИОМ/, проведенного 6-7 декабря, россияне не исключают, что могут потерять рабочее место в условиях мирового экономического кризиса. Однако они "настроены на активный поиск работы и полагают, что смогут найти новое место", - сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, представляя результаты опроса о социально-экономических итогах года. По данным исследования, 56 проц опрошенных россиян будут "без раскачки" искать новое рабочее место в случае увольнения. Еще 9 проц считают, что могут "взять небольшую паузу" для краткосрочного отдыха и только после этого заняться поисками новой работы. 3 проц рассчитывают на случайные заработки, и столько же респондентов планируют заняться индивидуальной трудовой деятельностью или предпринимательством. Зарегистрироваться в службе занятости намерены лишь 7 проц участников опроса. "Это - неутешительный диагноз качества работы службы занятости и уровня доверия к ней", - заметил В.Федоров.
      
      Что касается перспектив найти новое место работы, то 16 проц опрошенных уверены, что легко решат проблему трудоустройства. Каждый пятый полагает, что это потребует некоторых усилий, а 17 проц опасаются, что найти новое место работы им удастся только с большим трудом. И лишь 6 проц полагают, что им вообще не удастся трудоустроиться.
      
      Особый пессимизм по поводу перспектив трудоустройства испытывают люди старшей возрастной группы. Так, каждый третий пенсионер уверен, что не сможет найти рабочее место. По мнению В.Федорова, "под ударом находятся и люди самой молодой возрастной категории". По его словам, "раньше проблема трудоустройства у выпускников вузов не стояла, но в ближайшей перспективе они столкнутся со сложностями, и это - общемировая тенденция".
      
      О том, что кризис уже скорректировал потребительские настроения россиян и изменил в худшую сторону их социально-экономическое самочувствие, свидетельствует и "свежее" исследование The Nielsen Company - одной из ведущих мировых исследовательских компаний, специализирующейся на маркетинговой информации, потребительских исследованиях, измерениях и исследованиях аудиторий различных медиа-ресурсов. Причем, данные относительно ожиданий россиян в части быстрого нахождения нового места работы в случае увольнения, по версии Nielsen, отличаются большим пессимизмом по сравнению с результата опроса ВЦИОМ. Стоить отметить также, что Nielsen ставила перед респондентами прямой вопрос о том, боятся ли они потерять работу. А вот ВЦИОМ, стараясь, похоже, по традиции не повышать социальный "градус" негативных настроений в обществе в период кризиса, "изворотливо" формулирует вопрос по иному, а именно, как быстро россияне надеются найти новую работу.
      
      Так вот, опрос Nielsen показал, что уровень потребительского доверия в России к началу декабря впервые за три года резко упал - со 104 до 88 пунктов, но при этом для россиян самой тяжелой оказалась необходимость менять привычки потребления, показывает исследование Nielsen. "К началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года: индекс потребительского доверия составил всего 88 пунктов, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года /104 пункта/", - говорится в сообщении исследовательской компании. Отметим, что индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. "Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством. 72 проц опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25 проц опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентябре-октябре таковых было более половины", - комментирует генеральный директор компании "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.
      
      Как отмечают исследователи, если в сентябре-октябре 2008 две трети опрошенных /67 проц/ оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное, то в конце ноября лишь половина опрошенных /51 проц/ уверены в своих финансах. "Однако, что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42 проц опрошенных сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров - это столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок: в сентябре их было 7 проц, а ноябре уже 13 проц", - отмечается в сообщении.
      
      Несмотря на рост пессимизма, экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений. При этом для описания сложившейся экономической ситуации чаще всего используются слова "нестабильность", "непонятно, что происходит", "затяжной спад".
      
      Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет - 25 проц опрошенных, другие заняли выжидательную позицию - 44 проц участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца. "Важно отметить, что потребители, участники интервью в Москве, считают сравнение кризиса 1998 года и сегодняшней ситуации неуместным, так как не находят между ними практически ничего общего", - отмечается в сообщении.
      
      По данным отчета Nielsen, 95 проц участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. В восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17 проц за последние 3 месяца /прим. сентябрь, октябрь, ноябрь/. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса. Россияне, в своем большинстве, склонны считать, что это результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.

Источник:  ПРАЙМ-ТАСС

<{ Вернуться в раздел

К остальным новостям }>

Авторизация:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация